Обзор

новостей, нормотворческих инициатив и изменений законодательства в строительной отрасли (за май 2016 года)

 

1.     Минстроем России предложены поправки в Градостроительный кодекс РФ, направленные на совершенствование саморегулирования в сфере строительства

 Проект  Федерального  закона    внесении  изменений  в   Градостроительный

 кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты   Российской

 Федерации  в  части  совершенствования  правового  регулирования    вопросов

 саморегулирования"

В частности:

уточняется понятийный аппарат, в том числе такие понятия, как "саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства", а также "технический заказчик";

вводится понятие "специалисты по организации проектирования и организации строительства";

уточняются требования к некоммерческой организации для приобретения статуса СРО, к стандартам и внутренним документам СРО, к порядку приема в члены СРО, к порядку прекращения членства в СРО;

регламентируются процедуры осуществления контроля саморегулируемой организацией  за деятельностью своих членов;

уточняется порядок формирования компенсационного фонда СРО;

устанавливаются процедуры возмещения ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по договорам подряда.

 

 

2.      Начата разработка проектов сводов правил в рамках исполнения государственного задания на 2016 год

В рамках исполнения государственного задания на 2016  год,  подведомственный Минстрою России Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве начал разработку проектов сводов правил, проектов изменений к сводам правил и пересмотр (актуализацию) утвержденных ранее строительных норм и правил в области строительства.

В частности, до конца года планируется разработать и утвердить 78 проектов сводов правил, 15 изменений и 11 пересмотров сводов правил, в том числе в области информационного моделирования в строительстве, в области производства строительных работ, капитального ремонта зданий и усиления конструкций, в области эксплуатации и ликвидации строительных объектов, надежности строительных сооружений, оснований и фундаментов зданий и сооружений, инженерных изысканий и защиты от опасных геофизических воздействий и т.д.

Разработка ведется с привлечением ведущих научных центров страны, имеющих опыт разработки  нормативных  технических  документов  в  области  строительства:  АО «НИЦ

«Строительство», АО «ЦНИИПромзданий», НИИСФ РААСН, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ЗАО

«ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ», АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева», ФГБОУ ВО НИУ МГСУ, ООО

«ЦНИОМТП», ВНИИСТ, ЦНИИЭП Жилища, ЦНС, ООО «Институт общественных зданий», АО ЦНИИС, ООО «Сантехпроект», ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова».


3.   Минстрой России разъяснил ряд вопросов, связанных с использованием типовой проектной документации объектов капитального строительства

 <Письмо>  Минстроя   России  от   21.04.2016   N  12058-ОД/08   <По   вопросам

 повторного применения проектной документации>

Указывается, что типовой проектной документацией является любая проектная документация объектов капитального строительства, получившая положительное заключение государственной экспертизы. Информация о проектной документации, разработанной за счет или с привлечением средств федерального бюджета, для включения в реестр типовой проектной документации направляется в Минстрой России организациями по проведению государственной экспертизы в течение 10 дней со дня выдачи положительного заключения. Информация о проектной  документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, разработанной за счет иных источников, может быть направлена для включения в реестр  правообладателем или заказчиком такой документации. Таким образом, решение о включении в реестр проектной документации принимается заинтересованным лицом на добровольной основе и наличие в реестре не является обязательным условием для привязки проектной документации к конкретному земельному участку.

Согласно статье 1294 ГК РФ автору произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства предоставляются дополнительные права, в частности: право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо за иной реализацией соответствующего проекта, а также право на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное. Так, нарушением исключительного права автора архитектурного проекта являются действия заказчика, поручившего без согласия правообладателя разработку документации для строительства иной  организации.

Ответственность государственного и муниципального заказчика при незаконном использовании проектной документации осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

4. В России появится единый реестр экспертиз в строительстве

В России появится Единый госреестр заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Как сообщили «Стройгазете» в пресс-службе Минстроя  РФ, соответствующий законопроект предполагает, что реестр будет запущен    с  1 сентября 2018 года.

Как рассказали в ведомстве, создание реестра обсуждалось на заседании совета государственной экспертизы. На совещание было отмечено, что реестр экспертных заключений будет представлять собой информационную систему федерального уровня, содержащую сведения обо всех заключениях государственной и негосударственной экспертизы.

«Создание такого банка данных может радикально изменить положение дел в отрасли, повысить уровень и ускорить темпы работы экспертов, обеспечить единство подходов к экспертизе, заложить основы для исследования и анализа того огромного проектного массива, который уже существует и постоянно пополняется, - заявил на заседании глава Главгосэкспертизы России Игорь Манылов.

По его мнению, реестр позволит сформировать адекватные условия для использования проектной документации повторного применения, совершенствования системы ценообразования и нормирования, повышения качества проектирования, повышению прозрачности работы экспертных органов и организации контроля за их деятельностью.


По информации Минстроя, идея создания нового госреестра поддержана экспертами на всероссийском совещании экспертных организаций в октябре 2015 года и сейчас этот проект находится в высокой степени готовности. «Законопроект, предусматривающий создание реестра находится в высокой степени готовности. Согласно документу, с 1 сентября 2018 года, именно с этого момента все заключения, принятые как государственными, так и негосударственными экспертными организациями, будут вноситься в реестр в обязательном порядке», - пояснил Манылов.

 

 

5.  Уточнен перечень отдельных строительных работ, в случае закупок которых заказчику не требуется проведение аукциона в электронной форме

 Распоряжение Правительства РФ от 13.05.2016 N 890-р

Установлено, что при закупках зданий и работ по возведению зданий, сооружений и строительных работ в области гражданского строительства, а также работ строительных специализированных (кроме буровых и разведочных буровых работ) обязательно проведение аукциона в электронной форме (электронного аукциона), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (ранее - за исключением работ этой группировки, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при закупках для госнужд превышает 150 млн рублей, а для муниципальных нужд - 50 млн рублей).

 

 

6.    При выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на его безопасность, наличие свидетельства СРО не требуется, если лицо не является разработчиком проектной документации

 <Письмо>  Минстроя  России  от  29.04.2016  N  13232-СМ/02  <По  вопросу      о

 выдаче СРО свидетельств о допуске к видам работ>

Разъясняется, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства, только при наличии выданного СРО свидетельства о допуске к соответствующим видам работ. Перечень таких работ установлен Приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 строительные работы (включая получение разрешения на строительство, организацию выполнения строительно-монтажных работ, монтаж оборудования, выполнение пусконаладочных работ, осуществление ввода объекта в эксплуатацию) и услуги по подготовке проектной документации отнесены к разным кодам и, следовательно, относятся к разным видам экономической деятельности. Таким  образом, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на его безопасность, наличие свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации для строительства такого объекта не требуется, при условии, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не является разработчиком такой документации.


7.       Экспертиза проектной документации или экспертиза результатов инженерных изысканий может проводиться как в форме государственной, так  и негосударственной экспертизы

 Решение  Верховного  Суда  РФ  от  13.04.2016  N  АКПИ15-1534     признании

 недействующими подпункта "б" пункта 12, подпункта "а" пункта 88, пункта   91

 Технического    регламента    о    безопасности    сетей    газораспределения      и

 газопотребления, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N   870,

 в     части,     исключающей     использование     негосударственной   экспертизы

 проектной документации>

Верховный Суд РФ признал недействующими подпункт "б" пункта 12, подпункт "а"  пункта

88 и пункт 91 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870, в части, исключающей использование негосударственной экспертизы проектной документации.

Согласно подпункту "б" пункта 12 названного Технического регламента к материалам идентификации объектов технического регулирования относится заключение государственной экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей газораспределения и газопотребления. Подпункт "а" пункта 88 Технического регламента говорит о том, что оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям названного Технического регламента осуществляется при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления в форме государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством  о градостроительной деятельности. И наконец, в соответствии с пунктом 91 Технического регламента заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий включается в состав доказательственных материалов при получении разрешения на строительство сети газораспределения и сети газопотребления.

Оспариваемые положения Технического регламента исключают возможность проведения негосударственной экспертизы проектной документации, что не соответствует действующему законодательству, вводят ограничение, не предусмотренное федеральными законами.

Техническим регламентом государственная экспертиза определена в качестве формы оценки соответствия проектной документации сетей газораспределения и газопотребления, в то время как согласно Градостроительному кодексу РФ экспертиза проектной документации и/или экспертиза результатов инженерных  изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

 

 

8.     Заседание  Госсовета   по вопросам   развития   строительного   комплекса   и совершенствования градостроительной деятельности

Владимир Путин провёл в Кремле заседание Государственного совета Российской Федерации,      посвящённое       вопросам       развития       строительного       комплекса и совершенствования градостроительной деятельности.

Обсуждались меры по развитию строительного комплекса, касающиеся, в частности, реализации инвестиционных проектов, применения новых технологий, гармонизации законодательства в строительной сфере, применения механизмов государственно- частного партнёрства.

 Стенограмма заседания Госсовета прилагается.


9.  В правительство внесен проект «дорожной карты» по энергоэффективности зданий

Минстрой России внес на рассмотрение правительство РФ проект плана мероприятий («дорожной карты») по повышению энергоэффективности зданий и сооружений. Об этом журналистам сообщил глава ведомства Михаил Мень.

Министр отметил, что реализация плана создаст условия для устранения нормативно- технических, законодательных, финансовых и информационных барьеров, ограничивающих повышение энергоэффективности зданий. «Это также позволит существенно увеличить долю энергоэффективных проектов в строительстве и капитальном ремонте», - добавил он.

По словам Меня, перед отечественным стройкомплексом стоят задачи не только по увеличению объемов и повышению качества и безопасности строительства, но и по снижению энергопотребления и повышению энергетической эффективности отрасли.

«Значительная часть потенциала энергосбережения страны приходится именно на строительство, которое является одним из наиболее энергоемких секторов российской экономики, и повышение энергоэффективности зданий и сооружений позволит строительной отрасли выйти на качественно новый уровень, повысив свою конкурентоспособность на мировом рынке», - сказал министр.

Как сообщили «СГ» в пресс-службе Минстроя, сейчас ведомство работает над гармонизацией требований энергетической эффективности зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла (проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция).

 

 

10.     В Технический регламент о требованиях пожарной безопасности предлагаются изменения, направленные на устранение избыточных барьеров в области пожарной безопасности

 Проект    Федерального    закона    N    1080143-6        внесении    изменений в

 Федеральный    закон    "Технический    регламент    о    требованиях   пожарной

 безопасности"

Проектом устанавливаются новые подходы к порядку декларирования соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.

В частности:

в отношении зданий с определенными параметрами предполагается установить добровольный формат декларирования, при этом регистрация декларации будет являться основанием для освобождения объекта защиты от проведения проверок федеральным государственным пожарным надзором. Подача и разработка деклараций пожарной безопасности предусматривается собственником объекта защиты, что не потребует дополнительных финансовых затрат;

исключаются положения, устанавливающие требования по нормированию противопожарных расстояний между объектами нефтеперерабатывающей и газовой отрасли, а также инфраструктуры газомоторного топлива;

допускается возможность декларирования строительных материалов, не применяемых для отделки путей эвакуации людей непосредственно наружу или в безопасную зону, без представления протокола испытаний в аккредитованной лаборатории в случае их предельных пожарно-технических характеристик.

 

 

11. Минстрой России избавит проектировщиков от избыточных СТУ

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации доработает  своды  правил  с  учетом  утвержденных  ранее  специальных      технических


условий (СТУ). Об этом 30 мая 2016 года заявил Первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Леонид Ставицкий на совещании по определению первоочередных категорий объектов, на которые разработаны СТУ.

На совещании было отмечено, что избыточное количество специальных технических условий приводит к появлению административных барьеров при  разработке документации объектов капительного строительства, а также, приводит к удорожанию этих объектов. Для решения этой проблемы часть СТУ решено стандартизировать и включить в Своды правил.

«СТУ разрабатываются в нашей стране в случае отсутствия нормативных документов или в случае отступления от них. Изначально необходимость разработки СТУ предусматривалась для уникальных зданий. К сожалению, в настоящий момент мы рассматриваем массу СТУ для зданий отнюдь не уникальных. Каждую неделю в Минстрой России поступает от 25 до 30 СТУ. Основная масса специальных технических условий связана с постоянным отставанием требований действующих нормативных документов от современных технических решений, а также с отсутствием нормативных документов федерального уровня», - уточнила замминистра Минстроя России и председатель ТК 465 Елена Сиэрра.

По словам директора ФАУ «ФЦС» Дмитрия Михеева, на данный момент доработки  требуют 16 действующих СП, регулирующих такие направления проектирования, как стальные конструкции; основания зданий и сооружений, пожарная система и др. Кроме этого выявлены 8 сводов правил, которые необходимо разработать вновь, с учетом компенсационных решений, найденных при применении СТУ. В них, в том числе, входят нелинейные методы расчета несущих конструкций зданий и сооружений, проектирование зданий и сооружений, с учетом аварийных воздействий и обеспечению устойчивости к прогрессирующему обрушению и др.

На данный момент к работе по экспертизе СТУ привлечены специалисты научно- исследовательских институтов, профильных ВУЗов и проектных организаций, а также ведущих зарубежных организаций в области проектирования и строительства.