Обзор

новостей, нормотворческих инициатив и изменений законодательства в строительной отрасли (в сентябре 2016 года)

 

 

1.  Новые законы в строительстве будут реализовываться с участием СРО

Строительные СРО стали важным структурным звеном экономической модели России. Об этом 7 сентября в Санкт-Петербурге заявил на открытии VII Всероссийской научно-практической конференции «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство» первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Леонид Ставицкий.

«Саморегулирование, основанное на принципах самоорганизации профессионального сообщества, объединяющего более 125 тысяч строительных компаний, более 50 тысяч проектных и свыше 12 тысяч изыскательских организаций, является весомым структурным звеном экономической модели России. И сегодня нам, как никогда, важна инициативность и обратная связь от строительных СРО для реализации значимых изменений законодательных и нормативных актов, разрабатываемых Минстроем России для раскрытия ресурсного и кадрового потенциала страны», - заявил Леонид Ставицкий.

По словам первого заместителя министра, наиболее важными законодательными актами, уже принятыми в этом году, являются законы о типовом проектировании, о ценообразовании, об оценке инвестиций, а также «дорожная карта» по энергоэффективности. В настоящий момент реализуется План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования (BIM) в области промышленного и гражданского строительства. Внедрение технологии информационного моделирования позволит уменьшить сметную стоимость сооружаемых объектов, повысить эффективность капитальных вложений, снизить эксплуатационные расходы и сократить стоимость коммунальных услуг для населения.

В дальнейшем весь комплекс направлений необходимо будет не только  объединить в единую схему, но и перевести во взаимосвязанные информационные системы.

2.   Установлены требования к разработке и согласованию специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства

 Приказ Минстроя России от 15.04.2016 N 248/пр "О порядке   разработки

 и   согласования   специальных   технических   условий   для   разработки

 проектной документации на объект капитального строительства"

Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2016 N 43505.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", специальные технические условия (СТУ) разрабатываются в случаях, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных национальными  стандартами  и  сводами  правил,  недостаточно  требований     к


надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены.

Приказом устанавливаются виды СТУ, требования к их содержанию и порядку разработки, закрепляется перечень документов, направляемых заинтересованным лицом для осуществления такого согласования.

Рассмотрение проектов СТУ осуществляет Нормативно-технический совет, создаваемый Минстроем России. Решения Совета носят для Минстроя России рекомендательный характер.

Утратившим силу признается приказ Минрегиона России от 01.04.2008 N 36 "О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства" с внесенными в него изменениями.

3.  Минстроем России разъяснен ряд вопросов, связанных с применением нормативно-технических документов в сфере строительства

 Письмо  Минстроя  России  от  05.09.2016  N  31617-ОГ/08  "О       порядке

 применения     национальных     стандартов     и     сводов     правил     при

 проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений"

Указано, что согласно Федеральному закону от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований указанного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечни. Правительством РФ утверждены Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также Перечень документов в области стандартизации, в результате применения  которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Перечень N 1650).

При этом применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень N 1650, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

При этом лицо, осуществляющее оценку соответствия (органы государственной и негосударственной   экспертизы),   вправе   потребовать   доказательства,   что их


использование не повлечет за собой противоречий требованиям Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений".

4.    Акты ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации узла учета тепловой энергии могут быть составлены в произвольной форме, но должны содержать определенную информацию

 <Письмо> Минстроя России от 10.05.2016 N 13855-ОД/04 <По вопросу

 формы акты ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии>

Разъясняется, что Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. N 7 были утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, в частности, унифицированная форма N ОС-1 "Акт о приеме- передаче объекта основных средств". С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Кроме того, "Правила учета тепловой энергии и теплоносителя", утвержденные Приказом Минтопэнерго России от 12.09.1995 N Вк-4936, содержащие утвержденные формы актов допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, также утратили силу.

В настоящее время отсутствует утвержденная форма акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, следовательно, акт может быть составлен в любом удобном для использования виде и содержать следующую информацию:

дату проведения освидетельствования оборудования узла учета и принятия положительного решения о вводе в эксплуатацию;

место проведения (адрес) обследования; описание и характеристика условий эксплуатации; иные примечания и особые отметки.

Акт является неотъемлемой частью договора или контракта на поставку, монтаж, пусконаладку узла учета тепловой энергии. Кроме специальных параметров и показателей, имеющих значение для бесперебойной работы узла учета тепловой энергии, документ может содержать информацию о правилах безопасной эксплуатации, соответствии пожарным и санитарным нормам, правилам охраны труда.

Акт вывода из эксплуатации узла учета тепловой энергии также может быть составлен в произвольной форме с учетом данных выше комментариев.

5.    Минстрой России напоминает о порядке получения разрешения на строительство объектов ИЖС

 <Письмо>    Минстроя    России    от    12.09.2016    N    29543-ВЦ/03     <О

 необходимости    получения    разрешения    на    строительство объектов

 индивидуального жилищного строительства>

Сообщается, что объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.


Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.

В целях строительства, реконструкции объекта ИЖС застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления непосредственно либо через МФЦ.

Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный  план земельного участка, а также схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС.

6.   При соблюдении квалификационных требований, предъявляемых к специалистам в области инженерных изысканий, архитектурно- строительного проектирования или строительства, его обязанности может выполнять индивидуальный предприниматель или руководитель юридического лица

 <Письмо>  Минстроя России от 02.09.2016  N 28514-ОС/02  <О трудовых

 функциях    по    организации    выполнения    инженерных     изысканий,

 подготовке   проектной   документации,   строительству,   реконструкции,

 капитального ремонта объекта капитального строительства>

Согласно части 1 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ, специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно- строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

При этом в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или руководитель юридического лица может самостоятельно осуществлять организацию выполнения инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства без привлечения указанных специалистов, с соблюдением квалификационных требований, установленных не ниже минимальных, предусмотренных в пункте 1 части 6 статьи

55.5 Градостроительного кодекса РФ.

7.    Минстрой России изложил свою позицию по вопросу о переводе взноса из компенсационного фонда СРО при прекращении членства в одной саморегулируемой организации и переходе в другую

 <Письмо> Минстроя России от 26.08.2016  N 27680-ОС/02 <О    практике

 применения положений Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ 


 внесении изменений в Градостроительный кодекс  Российской Федерации      и      отдельные      законодательные      акты     Российской

 Федерации">

По мнению ведомства, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в соответствии с положениями статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ) осуществляет переход из одной саморегулируемой организации в другую по месту своей регистрации, в члены которой он был принят ранее (до 4 июля 2016 года), перевод взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в которую переходят такие индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, должен быть осуществлен в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ, вне зависимости от срока принятия решения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены такой саморегулируемой организации.

8.       Минэкономразвития России разъяснены вопросы, касающиеся государственного кадастрового учета объектов ИЖС

 <Письмо> Минэкономразвития России от 09.09.2016 N Д23и-4285 "Относительно      государственного      кадастрового      учета     объектов

 индивидуального жилищного строительства"

Отмечается, в частности, следующее:

подготовка проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства, т.е. отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей  не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам ИЖС);

получение разрешения на строительство является обязательным при строительстве, реконструкции объекта ИЖС;

до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для  оформления и выдачи технического паспорта объекта;

сведения о здании - объекте ИЖС указываются в техническом плане либо на основании разрешения на строительство и проектной документации такого  здания, либо, в случае отсутствия проектной документации, на основании разрешения на строительство и декларации;

сведения в технический план здания (объекта ИЖС) могут быть внесены также на основании технического паспорта такого здания, изготовленного до 1 января 2013 года;

упрощенный порядок оформления прав граждан на созданные ими объекты ИЖС (так называемая "дачная амнистия") заключается в отсутствии необходимости получать и предоставлять для осуществления государственного учета и государственной регистрации прав разрешение на ввод в эксплуатацию таких объектов;


на садовом земельном участке может быть создано только жилое строение;

на дачном земельном участке по усмотрению правообладателя допускается осуществление строительства либо объекта ИЖС, либо жилого строения;

получение разрешения на строительство в целях строительства жилого строения на садовом, дачном земельном участке не требуется.

9.   До 1 марта 2017 года в России должна быть создана федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве

 Постановление Правительства РФ от 23.09.2016 N 959 "О федеральной государственной      информационной      системе      ценообразования    в

 строительстве"

Определено, что система состоит, в частности, из следующих компонентов:

-  подсистема мониторинга цен строительных ресурсов;

-  подсистема ведения федерального реестра сметных нормативов;

-  подсистема ведения классификатора строительных ресурсов;

-   подсистема обеспечения доступа к сведениям системы, включающая внешние и внутренние портальные интерфейсы и модуль интеграции данных и приложений,  в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Информация, содержащаяся в системе, будет предоставляться подведомственным учреждением пользователям путем ее размещения на официальном сайте, определенном Минстроем России, а также посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в установленных случаях.

 

10.   Минстрой России сообщает о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2016 года

 

 <Письмо> Минстроя России от 27.09.2016 N 31523-ХМ/09 <Об индексах изменения        сметной        стоимости        строительно-монтажных         и

 пусконаладочных    работ,    индексах    изменения    сметной    стоимости

 проектных и изыскательских работ и иных индексах на III квартал  2016

 года>

 

Индексы изменения сметной  стоимости  строительно-монтажных, пусконаладочных, проектных и изыскательских работ, прочих работ и затрат, а также оборудования предназначены для формирования начальной  (максимальной) цены при подготовке конкурсной (аукционной) документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.

 

Для взаиморасчетов за выполненные работы данные индексы не предназначены.